11 февраля 2023
Александр Хмарный: «Каждое знакомство с инструментом — это как знакомство с новым человеком»
Впервые в Красноярске выступил штатный органист Донецкой филармонии Александр Хмарный. Публике в Органном зале Красноярской краевой филармонии он представил две программы: первая знакомила с ретроспективой органной музыки за 5 веков, а вторая погружала в музыку Германии и Франции, которая звучала во времена королей. Именно такая, написанная специально для органа музыка, сейчас больше всего и привлекает Александра. Мы узнали, как возникла любовь к инструменту и чем он так примечателен.
О любви к органной музыке
Однажды я случайно на улице услышал запись органа, это была «Токката и фуга ре-минор» Баха. Больше я уже не смог без этого существовать. Хотя мне и было тяжело, потому что к музыке я пришёл довольно поздно и многое пришлось преодолевать. В постсоветском пространстве органная музыка не особо распространена, в том числе и обучение. Где-то только в крупных городах, где можно обучаться на цифровых инструментах, например, в Москве, Санкт-Петербурге. У нас в регионе один инструмент — в Донецкой филармонии. И на нём не учат, а только играют.
Я же сначала поступил в музыкальную школу по классу фортепиано, затем в училище тоже на фортепиано. Затем только со второго курса консерватории получилось записаться на факультатив по органу и уже тогда все свои силы перенаправил на этот инструмент.
В Донецке у нас на концертах достаточно большой процент слушателей — молодёжь, как не удивительно. Но в целом публика довольно разнообразная. Есть любители, кто целенаправленно ходит послушать органную музыку, кто-то из любопытства заглядывает, кого-то и приводят. Например, на детские спектакли всегда идут дети с родителями.
Об инструменте
Нет ни одного похожего на другой инструмента. Нужно стараться поиграть на различных и хорошо бы на аутентичных где-нибудь в Европе.
Каждый орган своеобразен, начиная от того, какая трактура — механическая или электрическая, уже прикосновение имеет значение. Регистры, вот здесь Rieger-Kloss с четырьмя комбинациями, а есть электронные, где тысяча комбинаций. Это упрощает жизнь и можно играть без ассистента, а есть механические, как в Кирове, например, где присутствие ассистента желательно. Также в каждом зале своя своеобразная акустика и каждый инструмент по-разному совершенно звучит. Естественно, что каждое знакомство — это, как знакомство с новым человеком.
Бывает, что какой-то инструмент ближе, какой-то требует чуть большего внимания, всегда это по-разному. Если орган находится на хорах, то инструмент и музыканта не видно, он где-то там и это не всегда заходит зрителю, потому что нужно только слушать. А, если как здесь, в алтарной части, то визуально это упрощает слушателям жизнь — он видит исполнителя, видит орган, как там и что происходит. В советское время была распространена такая практика.
Для музыканта по большому счёту разницы нет. Здесь ты сидишь спиной к зрителям и не видишь людей. Чувствуешь только, что позади тебя большой зал. Совсем другие ощущения были, когда я как-то играл в оркестре на синтезаторе и сидел лицом к этому огромному залу.
В органе собрано много всяких качеств. Прежде всего он проектировался и внедрялся церковью, как голос Бога, связь с чем-то божественным. Неспроста его размещали на хорах. Человек приходил и слышал что-то величественное в этих звуках. Немузыкальный человек мог стремиться душой, духом к чему-то возвышенному. Ещё ученые утверждают, что вибрации инструмента благотворно влияют на человека.
Да и музыка органа чаще всего философская и заставляет задуматься о каких-то вещах потусторонних, величественных. Например, в фильме Тарковского — органное сочинение объединяется с картинкой и сразу всё становится понятно.
О планах
Хочется, чтобы ситуация стабилизировалась и мы начали планировать что-то на будущее. Потому что задумок очень много. А пока — гастрольная деятельность по России.