27 сентября 2022
Уникальные факты о 8 неизвестных картинах Поздеева
Андрей Поздеев — фигура для сибирского изобразительного искусства легендарная. В Красноярск он приехал в 1948 году с целой папкой рисунков на картоне, однако началом его творчества принято считать 1950-е. В 1961 году Поздеева, наконец, приняли в Союз художников, в 1964-м открылась его первая персональная выставка. В день рождения художника решили рассказать о 8 неизвестных картинах Поздеева.
Какой смысл он вкладывал в каждую из своих картин, что скрывает обратная сторона его холстов, почему мы больше не увидим некоторые из работ Поздеева — уникальными фактами о жизни и творчестве художника с нами поделилась младший научный сотрудник музейного центра «Площадь Мира» Раиса Савонченко. Ниже — 8 картин и рассказ экскурсовода, что называется, от первого лица.
«Городской пейзаж» (1968). Работа предоставлена историко-этнографическим музеем-заповедником «Шушенское»
По пейзажам Поздеева сегодня легко понять, как выглядел Красноярск в 1960-70-х. Эта работа интересна тем, что многие ее путают с гораздо более известным произведением художника — «Пейзажем с красным домом», которая, наряду с также широко известным «Портретом Михельсона», по сути, является идейным продолжением «Городского пейзажа».
Небольшой городской уголок вдохновил автора на целую серию картин. Поначалу акцент делается на улицу, на движение пешеходов и машин, но постепенно именно красный дом выходит на первый план и в итоге становится главным героем этого пейзажа.
Дом забирает на себя всё внимание зрителя и композиционно подчиняет себе всю окружающую обстановку. Создаётся впечатление, что красный дом, надёжно укрытый обычными пятиэтажками от течения времени, живёт скорее вопреки, чем по велению. В «Городском пейзаже» эта тенденция лишь зарождается. В 1970-х эта картина ещё экспонировалась, а потом её мало кто видел. «В берёзах» (1963). Работа предоставлена историко-этнографическим музеем-заповедником «Шушенское»
Работа примечательна тем, что на её обратной стороне был обнаружен ещё один рисунок под названием «Книжный базар». Поздеев изначально взял картон, написал «Книжный базар», потом, по какой-то причине он перевернул это полотно и написал на другой стороне работу «В берёзах».
По словам вдовы художника Валентины Михайловны Поздеевой, на этой картине он изобразил берёзовую рощу Академгородка, а вот кто едет на велосипеде — достоверно неизвестно, возможно даже он сам, а может просто какой-то неведомый спортсмен.
Из Шушенского также приехала еще одна картина Поздеева, на обороте которой возможно скрывается другая авторская живопись — произведение 1969 года под названием «Обнажённая». Однако увидеть, что там нарисовано, сейчас невозможно — полотно полностью закрашено. Если бы, допустим, мы имели специальное рентгеновское оборудование, то вполне вероятно, просветив полотно, узнали бы, что скрывается за плотным слоем краски. Но таких технических возможностей у музея, к сожалению, нет. «Натюрморт с арбузом» (предположительно середина 1970-х). Работа предоставлена Минусинским краеведческим музеем имени Николая Мартьянова
Очередная работа, на обратной стороне которой что-то нарисовано, это портрет жены одного коллекционера Олега Дюжикова — Евгении. Оборот этого полотна был тщательно счищен художником, и сегодня лишь приблизительно угадывается еле заметный силуэт обнажённой женской фигуры с букетом цветов перед ней. Но это сложно назвать авторской живописью, потому что художник её уничтожил.
За всю жизнь Поздеев уничтожил множество своих работ — у него, например, были гигантские полотна под 2,5 метра, которых больше нет. Видимо, они его не устраивали, получалось не то, чего он хотел. Очень много он уничтожил произведений, написанных на «Столбах» — работавшие с ним художники вспоминают, как он при них рвал холсты, бросал их в костер, топтал ногами, и вообще очень сильно гневался, если у него что-то не получалось.
То, что вы видите сейчас, мы называем «Портретом Жени Дюжиковой», но по данным минусинского краеведческого музея, это «Натюрморт с арбузом». Хотя это явный портрет — то, что на нём именно Женя, нам подтвердила вдова художника, когда увидела эту картину. «Портрет Володи Ваганова» (1980). Работа из частной коллекции
Эту работу предоставила для нашей выставки заведующая музеем Поздеева при красноярской школе № 69 Татьяна Владимировна Ваганова. На картине изображён её муж, который, как и Поздеев, был художником и близко с ним дружил — он с ним часто работал, грунтовал холсты, помогал ему. Владимир Ваганов даже начал писать рукопись монографии про Поздеева, которая до сих пор не опубликована. Дома у Вагановых и была написана эта картина. Поздеев её им подарил, после чего она практически нигде не экспонировалась, хранилась в их семье. Как и ещё несколько «цветочных» работ Поздеева — «Букет для Даши», «Букет для Вари».
«Астры» (1985). Предоставлена Канским краеведческим музеем
«Астры» (1985). Работа предоставлена Канским краеведческим музеем
Андрей Поздеев очень любил цветы, писал их в огромных количествах. Бывало, он покупал сто роз, расставлял их по всей мастерской и даже ставил их у зеркала для того, чтобы цветов казалось ещё больше. Они были важной составляющей его художественного процесса. Поздеев говорил, что через цветы он видит несюжетные ходы. Например, на «Розах» (1995) из фондов Дивногорского художественного музея видно, что стол выполнен в виде миндалевидного элемента. В автопортретах он часто изображает глаза, и в более поздних философских его работах, например, в «Тайной вечере» можно увидеть стол, изображённый в виде огромного ока. Это нам дает исследовательскую смелость утверждать, что это своеобразный выход цветной энергии из глаза художника.
«Композиция» (1986). Работа предоставлена Красноярским краевым краеведческим музеем
Одно из самых поздних произведений Поздеева. Посвящена она вероятнее всего мастерской, потому что мы видим фигуру художника с палитрой. Вообще существует предваряющий эту работу рисунок, где более точно можно определить, что это действительно художник — потому что там он изображает себя в терновом венце с этакими руками-стеблями, которые держат палитру.
Здесь он уходит от какой-то конкретики и детализации к более обобщённым геометрическим силуэтам, которые лишь намекают нам, что здесь, собственно, происходит. Эти фигуры можно трактовать как художника с моделью — его поздние модели изображаются именно так: белый силуэт и чёрные волосы.
То, что мы видим сверху — картина в картине, характерный прием Поздеева, когда он вводит в полотно дополнительное пространство. В целом тут есть все составляющие мастерской — есть художник, взаимодействующий с моделью, интерьеры, цветы. «Интерьер с обнажёнными» (1973). Работа предоставлена историко-этнографическим музеем-заповедником «Шушенское»
Одна из тех работ, которые в принципе никто никогда не видел. Картина много лет хранилась в Шушенском, нигде не экспонировалась и даже упоминаний о ней в литературе мы не встречали. Здесь тоже, можно сказать, представлен творческий процесс, хотя, казалось бы, это просто интерьер с обнажёнными женщинами — одна из них отдыхает у стола и готовится, может быть, к позированию, вторая уже позирует. С другой стороны, это можно проинтерпретировать как изображение одной женщины, которая беспрестанно двигается, находится в процессе. Этапы — вот она отдыхает, вот уже выходит на позирование, готовится.
Напряжение в центре картины возрастает за счёт того, что пространство как бы втягивается в некий треугольник. Готовый холст, лежащий на мольберте и палитра — то есть, всё готово, все в ожидании, не хватает лишь художника для того, чтобы начался творческий процесс. И неслучайно, как мне кажется, он здесь изображает окна — с одной стороны, они сопоставляются вот с этой обнажённой натурой, с другой — они открыты, готовы к процессу.
Самое дальнее от мольберта с палитрой окно сопоставляется с более удалённой от творческого процесса натурщицей, среднее окно со средним и мольберт перетекает в крайнюю оконную раму: как будто сейчас перед нами откроется окно в живописный мир — достаточно только дождаться того, как придет художник и начнет работу. Работа из серии «Чтение» (1982). Предоставлена Красноярским краевым краеведческим музеем
Эта работа крайне редко выставлялась, притом, что серия «Чтение» — очень важная веха в творчестве Поздеева, ведь чтение книг в их семье было возведено буквально в культ. Поздеевы очень любили книги, у них в доме их всегда было много, потому что Валентина Михайловна работала в школе, преподавала русский язык и литературу. Да и сам Поздеев очень много читал — и для работы, и для души. У них был ритуал, когда Валентина Михайловна читала ему книги по вечерам. Читают они и на этой картине — он слева, она справа.
Между ними стол и гигантский букет, который значительно больше представленных на картине фигур — это само по себе интересно, почему букет вдруг вырастает до таких размеров. Возможно это такой знак отношений, между двумя людьми, любви, которая с годами не завяла, не потеряла силу, а наоборот пошла в рост.
В серии на тему чтения у Поздеева часто изображаются горящие свечи, нередко они представлены на фоне окна. В эти чтения проникают знаки какого-то даже плавания — этакая метафора погружения в чтение. Есть даже произведение, где в фигуре Поздеева угадывается якорь, а в другом ноги Валентины Михайловны становятся рыбьими плавниками.
Добавим, 29 сентября в 17:00 в Краевой библиотеке пройдёт презентация книги «Андрей Поздеев. Театральные люди».