Танцуем с Годенко: 5 знаковых постановок великого мастера
1 мая празднуем день рождения выдающегося хореографа, бессменного руководителя Красноярского ансамбля танца Сибири, который он прославил на весь мир! А пока вспоминаем яркие танцевальные номера, автором которых был Михаил Семёнович и готовимся к концерту.
«Регулировщицы»
Идея танца возникла у Михаила Годенко в 1970 году, когда он засмотрелся на виртуозную работу регулировщика. Старший сержант Павел Воронько настолько артистично дирижировал движением на перекрёстке Мира-Робеспьера, что останавливались толпы зевак полюбоваться на его отработанные жесты, окончанием каждого из которых был щелчок каблуков хромовых сапог. Так возник танец «Регулировщицы», правда главными героями в нём стали — девушки. Михаил Семёнович специально приглашал Павла Воронько в балетный класс, чтобы он дал танцовщицам основные навыки регулировки.
Постановка так впечатлила главу МВД СССР генерал-полковника Николая Щёлокова, что он вручил Михаилу Годенко в Москве знак «Отличник милиции».
«Енисейские речники»
Танец «Енисейские речники» был создан в 1984 году. Идеи для своих постановок Михаил Годенко черпал из жизни. Хореограф ездил по районам края, колхозам и совхозам, смотрел, как там танцуют самодеятельные коллективы. «Енисейские речники» стал первым в СССР танцем, где 40 человек в унисон бьют чечётку.
А вот как выглядит современная постановка «Енисейские речники»
Танцы малых народов Красноярского края из «Северной сюиты» — «Увезу тебя я в тундру» и «Ненецкий танец»
Национальные танцы малых народов были неотъемлемой частью репертуара Ансамбля танца Сибири. В начале 70-х Михаила Годенко покорила зажигательная песня Михаила Пляцковского и Марка Фрадкина «Увезу тебя я в тундру» в исполнении Кола Бельды. Так возник одноимённый танец, средствами хореографии раскрывающий духовную красоту народа Крайнего Севера, красоту тундры.
Специально для этого номера были пошиты костюмы, украшенные мехами и бисером, какие носят обычно северные народности.
Из воспоминаний Геннадия Рукши, многие годы сопровождавшего ансамбль во время гастролей:
«Сибирь моя»
Хореографическая сюита «Сибирь моя» была поставлена в 1981 году. За основу Годенко взял собственную постановку, которую создал для московской Олимпиады-80, где он был главным балетмейстером Церемоний открытия и закрытия. Тогда это была композиция для трех тысяч исполнителей.
Костюмы к этому танцу, выполненные по эскизам Натальи Зюськевич, стали визитной карточкой ансамбля. Благодаря им танцовщиц стали называть «холодные красавицы». Белокурые косы символизируют снег, а сине-зелёная цветовая гамма костюмов — сибирскую тайгу и туман над Енисеем.
«Вечерний звон»
Свой последний танец Михаил Годенко придумал в 1991 году. «Вечерний звон» — женский хоровод на музыку Александра Алябьева, слова Томаса Мура. Премьера состоялась в Москве, в зале имени Чайковского, когда учитель уже покинул этот мир.
Он часто тихонько напевал эту мелодию — «Вечерний звон, вечерний звон..» — и говорил, что хочет поставить большой танец. Где-то года за два до своего ухода вдруг пробовал выход девушек по диагонали... Из этой идеи стал быстро формироваться танец, всё было просто, одновременно больно и прекрасно. Это было если и не предчувствие ухода, то зрелость гениальности.
Почему именно такое произведение стало его последним творением? Время, настроение, дыхание жизни, вера, надежда, любовь в сочетании с цветовой гаммой костюмов, рисунков, женских образов — всё здесь говорило о том, чем жил Мастер и что хотел сказать в плавном, одухотворённом бессмертной музыкой танце, как бы вознося молитву Всевышнему, молитву о доброте и человечности.
27 апреля, 19:00