31 мая 2019
«Считали ее утерянной»: рассказываем о ранее неизвестной работе Сурикова
На карандашном рисунке эскизного типа изображены мужчина и женщина, которые едут на одноконной линейке. Он нигде не публиковался и не выставлялся на публике почти 100 лет. Все, что удалось выяснить об этой работе — читайте в нашем материале.
Фото: Александр Паниотов/Культура24
Чтобы красноярцы смогли увидеть эту работу, в одном из залов музея организовали выставку одной работы, а ее куратор Илья Куклинский рассказал о важности этой находки и раскрыл ряд так или иначе связанных с ней любопытных деталей.
«В этом году в наших фондах было обнаружено ранее неизвестное произведение Василия Сурикова — это рисунок. Так сложилось, что он находился у нас в неатрибутированном состоянии, то есть приписывался другому художнику», — рассказал он.
Путаница, по словам эксперта, возникла из-за переездов, смены помещений для хранения картин и неправильной инвентаризации. К рисунку попросту отнеслись невнимательно и не изучили. В итоге обнаружить набросок удалось лишь благодаря старым фотографиям и репродукциям, где есть работы Сурикова.
Фото: Александр Паниотов/Культура24
Во временной экспозиции, в частности, можно увидеть фотографии уголка Василия Сурикова, который ранее находился в краеведческом музее. Идея этого уголка родилась в 1916 году — когда художник скончался, красноярская общественность решила увековечить его память: так называемый уголок Василия Ивановича Сурикова появился в рамках выставки «Старый Красноярск». На эту идею откликнулся целый ряд известных красноярцев, в чьих коллекциях находились многие работы художника — например, несколько работ было у дочерей купца Кузнецова, часть работ хранилось у Александра Ивановича Сурикова — это младший брат живописца, были произведения и у некоторых других горожан.
Выставка «Старый Красноярск. Уголок Сурикова». 1916 год. Фото из фондов Красноярского краеведческого музея
Стеклянный негатив, на котором запечатлена выставка 1916 года «Старый Красноярск» и видно уголок Сурикова, сохранился до наших дней. Центральную его часть занимает картина «Милосердный самаритянин», находившаяся в то время в фондах краеведческого музея, а по краям видны работы Сурикова предоставленные красноярцами. В левой части можно увидеть вытянутый рисунок, который впоследствии получил название «Бричка» — изображен на нем одноконный экипаж с сидящими на нем мужчиной и женщиной. Именно на этой выставке он был впервые продемонстрирован публике. После проведения выставки, владевшие работами Сурикова красноярцы решили сделать жест доброй воли и часть произведений подарили музею. В том числе часть работ, связанных с Суриковым, передал его брат Александр — вероятно как раз тогда в музей и поступил этот рисунок.
Сотрудники музея на фоне выставки в 1924 году. Фото из фондов Красноярского краеведческого музея
Дальнейшая судьба работы сложна и местами туманна. Когда в стране случилась революция, музей поменял свою специфику и стал подчиняться другим организациям — в 1916 году, например, он относился к Императорскому Русскому географическому обществу, в советское же время структура стала другой, изменилась и система учета предметов. Как видно на сохранившихся в музее фотографиях, след рисунка обнаруживается лишь в 1920-х годах.
Уголок Сурикова. 1926 год. Фото из фондов Красноярского краеведческого музея
Музей в те далекие времена часто переезжал, а до 1930 года у него вовсе не было собственного здания. Коллекции постоянно менялись и перемещались. По итогу в фондах краеведческого сохранилась лишь небольшая коллекция рисунков и произведений художника, а следы этого эскиза затерялись вплоть до 2018 года. Обнаружился рисунок совершенно случайно.
«Как оказалось, работа все-таки никуда не пропадала. В прошлом году мы готовили книгу про Сурикова. Анализировали и сопоставляли все его работы, которые хранятся у нас и в других музеях. И одну из работ найти не смогли. О ее существовании мы знали, но не представляли, где она хранится. Просмотрели всю нашу коллекцию Сурикова. Поинтересовались о наличии этого рисунка в других музеях и выяснили, что у них его нет. Потом мы случайно, обнаружили ее в базе графики среди работ Дмитрия Иннокентьевича Каратанова. Таким образом произошел, скажем, интересный кульбит — мы потеряли из наших фондов работу Каратанова, но зато приобрели работу Сурикова», — иронизирует Илья Куклинский.
Конечно, это не какая-то большая картина или этюд маслом для крупного исторического полотна — вероятнее всего это просто небольшой набросок очень малой формы. «Почеркушка», как говорят музейщики — не зря же в каталоге 1926 года он не имел сколько-нибудь значимого названия. Тем не менее, это не умаляет ее исторической ценности, учитывая масштаб личности Василия Сурикова, и для музея это очень важное приобретение.
Фото: Александр Паниотов/Культура24
Несмотря на то, что подлинность рисунка была документально подтверждена имеющимися фотографиями выставок и каталогами, сотрудники краеведческого обратились за помощью в Третьяковскую галерею — изучив полученную от красноярских коллег цифровую копию работы, специалисты столичного музея подтвердили ее подлинность и авторство. Однако точная дата создания этого рисунка до сих пор неизвестна. В Третьяковке лишь предположили, что вероятнее всего эта работа позднего периода творчества Сурикова: она очень такая беглая, экспрессивная, а как раз в конце своей жизни, уже в зрелом возрасте у него несколько изменился художественный почерк.
«Теперь наша задача — дальше исследовать эту работу, попытаемся, конечно, установить более точную датировку, как-то понять, когда именно, на каком моменте и в какие годы рисунок был записан как работа Каратанова. Предположительно, думаю, 1950-60-е — именно тогда происходила очень серьезная переинвентаризация, основательно переписывались номера всех коллекций музея. Возможно просто человеческий фактор — ошибся какой-то специалист», — рассказывает Куклинский.
Вообще, по словам эксперта, тема лошадей для Сурикова, так как он из казачьей семьи, и с детства умел ездить верхом, всегда была актуальна — он их очень любил и есть у художника много набросков, где так или иначе фигурируют эти животные. Поэтому, если анализировать данный рисунок в контексте сюжета, то в нем как раз и отразилась эта тема.
Помимо, собственно, оригинала найденного рисунка и его увеличенной копии, в экспозиции можно увидеть и лошадиную дугу конца XIX века, репродукции каталогов, несколько конвертов из сохранившейся переписки художника с братом и, разумеется, снимки с выставок, где фигурировал данный набросок. Есть тут и совместная фотография Сурикова с дочерьми Еленой и Ольгой и младшим братом Александром, сделанная в Москве в 1888 году.
Фото: Александр Паниотов/Культура24
Присутствует в экспозиции и небольшой фрагмент рисунка, который в какой-то момент сбил музейщиков с толку в отношении его авторства — в верхней части рисунка есть карандашная надпись «Марко Васильевич Суриков, есаул казачьего полка». Исходя из этого, они предположили, что эту работу мог выполнить дядя художника — по сохранившимся воспоминаниям самого живописца, Марк Васильевич тоже интересовался рисованием и был одаренным в этом плане человеком.
Однако специалисты Третьяковки, анализируя бумагу, сказали, что эта работа не могла быть выполнена в середине XIX века, в годы жизни Марка Васильевича, а скончался он очень молодым, ему было всего 27 лет. Поэтому специалисты отвергли эту гипотезу — к тому же, судя по отсутствию в словах присущих дореволюционному периоду окончаний «еть» и «ять», надпись, по их мнению, скорее всего выполнена в советское время. Вряд ли Марк Васильевич есть и на самом рисунке — он умер молодым, а изображен здесь явно пожилой мужчина.
«Работа сильно загрязнена, что рождает много домыслов о возможных условиях ее хранения, сильно выгорела, особенно ее центральная часть, так как изначально она была оформлена в паспарту: это видно и на фотографиях с выставок. Ну а мы разместили ее в полном виде, что все края можно было рассмотреть. Две недели будем показывать ее красноярцам на временной мини-выставке. Потом сделаем цифровую копию «размер в размер» для нашей постоянной экспозиции "Учитель и ученик", посвященной Сурикову и архитектору Чернышеву. Подлинник же будет изучаться дальше и храниться в фондах, так как его реставрация, к сожалению, вряд ли возможна. Не исключена вероятность и участия этого рисунка в каких-либо выставках», — подчеркнул представитель музея.
Выставка работает до 13 июня
Билеты: 100-150
Билеты: 100-150
Фото на обложке: Александр Паниотов/Культура24