«Если мир расколется, трещина пройдет по судьбам детей»: внучка Астафьева поставила спектакль по повести своего деда
В повести «Кража» писатель показал свое детдомовское детство — такое не забывается. Герои — целый набор изломанных судьбой и временем детских характеров. Продолжая дело знаменитого деда, Полина Астафьева поставила спектакль по одной из главных книг его жизни. Почему эту постановку с участием детей стоит увидеть каждому взрослому — в материале «Культура24».
Детская театральная студия «Сибирячок» при краеведческом музее — в прямом смысле слова наследие Виктора Астафьева. В 2016 году ее создала внучка писателя — актриса, режиссер и старший научный сотрудник музея в Овсянке Полина Астафьева. Актеры студии — школьники 8-17 лет — часто выступают со своими спектаклями перед красноярцами и ежедневно оттачивают свое мастерство. Главная фишка «Сибирячка» — репертуар, состоящий исключительно из произведений сибирского писателя. Так за два года появились постановки «Конь с розовой гривой», «Недетское время» и спектакль-трилогия «Последний поклон».
Не стала исключением и «Трещина» — новый драматический спектакль студии, поставлен Полиной Астафьевой по повести «Кража», в которой автор описал свою детдомовскую жизнь в Игарке. Такой, какой она была на самом деле. Такое не забывается. Герои повести — целый набор изломанных судьбой и временем детских характеров. Любимое произведение и детище Виктора Петровича долго шло к успеху. От первой идеи до выхода в свет прошло без малого четыре года: с 1962-го по 1966-й.
Название для постановки Полина взяла из одноименного неопубликованного киносценария своего деда — Виктор Петрович хотел видеть свое произведение и на сцене, и в кино. Правда, «Трещина» отличается от «Кражи» более жесткими сценами, большим драматизмом.
Спектакль позиционируется как взрослая психологическая драма с рейтингом 16+, в которой играют дети. Трещина — символ, звучащий в устах заведующего детдомом: «Если мир расколется, трещина пройдет, прежде всего, по судьбам детей».
Образ Мишки Бельмастого в повести — штрихами. В двух словах: всегда рядом — опора и друг главного героя — Тольки Мазова.
Действие спектакля происходит в детском доме в 30-е годы прошлого века — одном из самых сложных периодов в истории России и в судьбах детей. Детдомовские ребята пытаются выжить в довоенное время. Их и играют актеры музейно-театральной студии «Сибирячок». Сейчас они в таком же возрасте, что и герои повести.
Впервые о «Краже», как о постановке, она начала задумываться еще в 2007 году, учась в институте:
«В нашей студии все дети особенные: для простых детей они странные, а в студии они друг для друга обычные. Название этим детям — Актеры. Теперь они знают, что они нормальные, просто не такие, как все, а личности и индивидуальности. Каждый по-своему талантлив, и мы это им объяснили. А для меня это то, ради чего стоило это все начинать. И это дороже золота — их улыбки и понимание себя. А главное то, что они себя такими принимают», — говорит она.
В рамках КРЯКК 5 ноября состоялась презентация площадки, рассказывающей об истории создания повести «Кража», о первых изданиях книги и о трудностях, возникших с этим у Виктора Петровича Астафьева — это интернет-портал «Кража: схроны души Астафьевых». На нем также можно познакомиться и с тем, как «Кража» становится «Трещиной», и с ожившей историей далекого Севера — далекого, как в географическом так и в историческом смысле.
Витя Астафьев рос в детдоме рядом с девочкой по имени Маруська Черепанова. Она была его маленькой подругой, ведь в своей повести он не изменил ни имени её героини, ни характер, ни любые другие, присущие черты... «Малышня у нас шпионами были, особенно Маруська Черепанова. Откуда она все про всех знала?.. Черненькая она, такая была, бурятского вида…»
В своих группах во «Вконтакте» и в Facebook театр «Сибирячок» с помощью текстов и видео максимально художественно раскрывает образ каждого из героев постановки.